Мой маленький Шоушенк. Как построить свою первую тюрьму?
Парки развлечений, больницы, рестораны – все это бизнес для мягкосердечных людей, которые не готовы иметь дело с настоящей опасностью. Другое дело – настоящие тюрьмы, в которых томятся убийцы и насильники, грабители и подростки, случайно разместившие нетолератный твит. Прекрасный контингент, не правда ли? Но жизнь складывается таким образом, что мало кто хочет оказаться за решеткой или держать заключенных под контролем. Психика людей, помещенные в тюремную среду (неважно по какую сторону закона), зачастую претерпевает серьезные изменения. Не верите? Вспомните Стэндфорский эксперимент. Prison Architect позволяет вам ощутить себя начальником тюрьмы в виртуальном мире. Почему бы не сделать небольшую Бутырку, холить и лелеять любезно предоставленных зэков?
Но эта стратегия не так проста, как может показаться на первый взгляд. Prison Architect все еще находится в альфа-версии, поэтому многие игровые элементы просто-напросто недоступны. Несмотря на отсутствие заданий, вы можете проявить свои таланты в «песочнице». Краткий туториал едва ли сможет обучить чему-нибудь начинающего игрока – сразу после него вы окажетесь посреди пустыря, на котором и предстоит заложить фундамент тюрьмы. С чего начать и как не потеряться в мире Prison Architect? Этот мини-гайд ответит на ваши вопросы и позволит подготовиться к первой партии особо опасных заключенных.
Составляем план
Игра не зря содержит в своем названии слово Architect. Только тщательно спланировав каждое действие, можно не выбиться из бюджета и построить свою мини-Бастилию. Инструмент Planning избавит вас от лишних страданий и позволит быстро обрисовать контуры заведения. При желании вы сможете все стереть и начать процесс заново – никто не возьмет с вас и цента за эксперименты. Но для этого вам придется определиться с необходимыми комнатами (Rooms) и отвести под них необходимую площадь. Почти каждое помещение требует определенный минимум «квадратных метров». И вам не обязательно делать просторные камеры для зэков и офисы для администрации – все будут довольны минимальными габаритами. Запланируйте, сколько «клиентов» вы хотите увидеть у себя в тюрьме – от этого придется отталкиваться на фазе планирования и возведения стен. Пока остановимся на скромной цифре в 20 посадочных мест, чтобы излишне не утруждать себя. Тем более, что в самом начале вам едва ли хватит денег на содержание огромной тюряги. Само собой, полет вашей фантазии никто не ограничивает, но несколько элементарных принципов будет полезно знать. Что именно понадобится иметь внутри для размещения гостей?Камеры (Cell)
C этим все просто. Для размещения одного посадочного места потребуется 2х3 клеток. Само собой, лучше их не раскидывать по всей территории – лучше организовать несколько блоков (в нашем случае хватит двух). Это несколько понизит волнения в преступном коллективе – бунтари поддерживают орущего соседа и начинают выражать недовольство. В дальнейшем это разделение поможет вам с отделением особо опасных товарищей от их более мирных сокамерников. Лучше будет, если вы расположите зэков подальше от администрации и важных объектов – мало ли что им взбредет в голову. Внутри камеры в обязательном порядке должна быть установлена кровать (Bed) и унитаз (Toilet). Желательно не забыть про тюремную дверь (Jail Door). Для душеного здоровья клиентов было бы неплохо установить книжный шкаф (Bookshelf) и телевизор (TV), но в дебюте игры разоряться на люкс-камеры не стоит. И не забудьте «залить» камеру соответствующим пунктом из меню Rooms.
КПЗ (Holding Cell)
Едва ли она понадобится вам при выбранном варианте игры. Комната размером 5х5 клеток создана для свежеприбывших заключенных, которых затем разведут по камерам. Можно ими пользоваться, но легче сразу расселить товарищей. Есть одно «но» - КПЗ придется обозначить соответствующей заливкой для выполнения одного из грантов (о них ниже). Для этого помещения требуется одна лавка (Bench) и один унитаз (Toilet).
Крайне полезное исправительное заведение, делающее из пожизненных бунтарей тихих овечек. Провинившиеся заключены будут отправляться в нее не без помощи охранников. Не забудьте поставить крепкие двери и… все. Зачем развлекать чем-то нарушителей режима? На 20 зэков потребуется 2-3 карцера.
Душевая (Shower)
Заключенные не должны вонять. Это раздражает вас и самих зэков. Чтобы избавиться от ежедневной порции грязи, подопечные должны принимать душ ежедневно. Размер комнаты неограничен – просто постарайтесь обеспечить зэков достаточным количеством душей (Shower Head). Если их будет слишком мало – на входе возникнет потасовка. Мыться любит каждый. Неплохо было бы поставить несколько сливных решеток (Drain), чтобы скопившаяся вода быстро уходила и не имела шансов добраться до ближайшего электроприбора. Короткое замыкание – вещь, кхм, неприятная.
Прогулочный дворик (Yard)
Отрада, от которой не откажется ни один заключенный в здравом уме. Побродить по нему в свободное время, позаниматься спортом, пообщаться с товарищами – и психологическая разрядка обеспечена. Для постройки требуется только площадь 5х5 клеток. Можете поставить в дворике несколько тренажеров (Weight Bench) и телефонных аппаратов (Phone Booth), чтобы отбывающие срок могли пообщаться с родными и близкими.
Столовая (Canteen)
Сакральное место для любого заключенного. Именно здесь выдают макароны с тушенкой, именно здесь распихивают по карманам ножи, ложки и вилки. Вам потребуется четко рассчитать размеры под необходимое количество зэков и оставить пространство, если вы ждете пополнение. За одним столом (Table) умещаются 8 человек, если около него поставить лавки (Bench). Также в столовой должен быть как минимум один стол для раздачи блюд (Serving Table). Небольшой совет – на выходе желательно поставить металлодетектор (Metal Detector), чтобы отлавливать спрятавших столовые приборы сразу после обеда. Помните – даже один нож может серьезно испортить вам игровую карьеру.
Толку от столовой без полноценной кухни нет никакой. Поэтому ее желательно расположить как можно ближе к обеденному залу. Огромное место под нее отводить не придется, но есть нюанс. Для работы кухни требуется плита (Cooker), холодильник (Fridge) и мойка (Sink). Для начала вам вполне хватит двойного комплекта. Но мойку лучше расположить подальше от электрических приборов, чтобы вода не имела шансов добраться до них в случае экстренной поломки. Иначе на обед придется кушать жареных поваров.
Хранилище (Storage)
В это помещение рабочие будут тащить детали, строительный материал и все-все-все, что примут с проходящих грузовиков. Желательно поставить поближе к входу, чтобы сотрудникам не приходилось тратить драгоценное время.
Офис (Office)
В этих помещениях проживают важные шишки – администрация нашей тюрьмы. Всего потребуется шесть комнат размером 4х4 клеток. Желательно объединить их в один блок и разместить подальше от камер (можно вообще в отдельном здании). Для того, чтобы люди могли приступить к работе, им потребуется один офисный стол (Office Desk), стул (Chair) и шкаф с документами (Filing Cabinet).
Лазарет (Infirmary; после изучения Health)
Еще одна необходимая комната. Чтобы размять руки, заключенные устраивают драки и дырявят ножами охранников. Конфликты надо пресекать на корню, но пострадавшие будут в любом случае. И для них потребуется лазарет с добрыми врачами, которые всегда рады вколоть пациенту какую-нибудь дрянь. Туда необходимо поставить как минимум одну кровать. Но лучше не жадничать и раскошелиться хотя бы на две. Все же драки в тюрьме – нередкое дело. Ну а если один из обитателей тюрьмы не снимая робы упорхнет в персональную Вальгаллу, придется рядышком поставить морг (Morgue).
Есть множество других комнат, часть из которых вам понадобится позже. Например, комната посещений (Visitation) или прачечная (Laundry). Некоторые и вовсе оказываются бесполезными на данном этапе – как комната казни (Execution). Но минимальный набор обязан быть в любой тюрьме, которая планирует протянуть дольше одной недели игрового времени.
Застройка и инфраструктура
Хорошо, теперь у вас есть план тюряги, но… До прибытия первой партии заключенных остается 24 часа, на пустыре по-прежнему ничего нет, а в казне завалялось 10000 долларов. Да этих денег не хватит даже на «Форд Фокус», а мы собираемся строить свою колонию. Кнопка Reports в правом нижнем углу экрана призвана решить обе проблемы. В закладке Prisoners мы видим, что в нашей тюрьме открыты слоты для обычных заключенных (Normal Risk). Достаточно просто перевести его в состояние Closed, чтобы спокойно заняться постройкой. Уже потом, когда мы завершим первые приготовления, можно будет заказывать заключенных. Конечно, можно сходу разбираться с бесконечным потоком зэков, но едва ли вы сможете добиться приемлемого результата.Чтобы заработать деньги на благие цели, придется отправиться в закладку Grants. Там мы можем принять своеобразные задания, а по сути – выполнить заказ на постройку тюрьмы вместимостью в 15 человек. Список необходимых построек и наемных рабочих прилагается. При помощи правительства мы разживемся 90000 долларов, которых вполне хватит на тюрьму начального уровня. Но не спешите тратить все деньги – заработок на первых этапах дается непросто. Поэтому минимизируйте площадь. Пользуйтесь бесплатными средствами, такими как ограда (Fence). Обнесите ей тюрьму – денег с вас никто не потребует.
После размещения коммуникаций есть смысл приступать к строительству комнат. Вам необходима сходу построить один офис и хранилище. Офис позволит нанять коменданта (Warden), и лучше это сделать как можно быстрее – он окажет неоценимую помощь в дебюте. После этих двух стратегически важных объектов порядок может быть произвольным. Но рассчитывайте, чтобы у вас хватило денег на полную застройку. Выполнение двух грантов добавит на счет 20000 долларов, но это будет последняя крупная подачка от правительства. В дальнейшем будут приходить деньги только на содержание персонала и заключенных, и вам придется зарабатывать их своими силами.
Персонал и древо развития
Стартовая восьмерка рабочих – отличная заявка на победу, но для тюрьмы подобного набора будет маловато. Поэтому по мере застройки нам придется запасаться персоналом. Помните, что найм каждого не будет халявным, да и ежедневную зарплату никто не отменял. В любом случае, первым кандидатом будет комендант (Warden). Именно он умеет открывать «технологии» из древа Bureaucracy, которые будут необходимы на всем протяжении игры. Также потребуется по крайней мере 4-5 охранников (Guard) для наведения порядка среди двух десятков заключенных. Также на старте следует нанять двух поваров (Chef) – это необходимо для выполнения гранта, да и одинокий кулинар едва ли сможет прокормить целую ораву.Психолог (Psychologist) поселится в одном из офисов и поможет увидеть моральное состояние зэков, а также их потребности. Бухгалтер (Accoutant) поможет с отчетностью и потребуется для выполнения одного из грантов – эта дама также предпочитает поселиться в отдельном офисе. Начальник охраны (Chief) обязан поселиться по соседству – он открывает доступ к изучению дислоцирования (Deployment), а в интерфейсе появляется шкала гнева заключенных. Доктор (Doctor) предпочитает обитать в лазарете и лечит больных как самостоятельно, так и по вашему непосредственному приказу. Для начала хватит одного медработника, затем можно нанять еще одного, чтобы выполнить грант и заработать деньги. Остальных можно спокойно нанимать после открытия, когда ваша тюрьма окончательно встанет на ноги.
О дислокации стоит упомянуть отдельно. Этот полезный инструмент позволит вам постоянно держать ситуацию под контролем. Без него охранники – всего лишь ленивые мечтатели, которые предпочитают курить во время массовой драки. А заключенные могут спокойно прорваться сквозь все кордоны и выйти из главных ворот, пока ваши подчиненные ловят ртом бабочек. Экран планирования позволяет назначить в любое помещение определенное количество охранников. Так, один может дежурить в душевой, один в столовой, а двое – прогуливаться по блоку с камерами. Второй инструмент обозначает маршруты патрулирования, что особенно полезно в длинных рядах между камерами. Так охрана не сможет пропустить ни единого акта неповиновения. Инструмент работа (Jobs) принуждает заключенных к труду в определенных помещениях. Например, в прачечной или на кухне. Разноцветные квадратики также незаменимы, хотя в дебюте потребуется лишь отметить зоны «только для персонала» (Staff Only), чтобы нерадивые зэки не расползались по тюрьме.
Q: Как увеличить количество стартовых денег? Хочу отстроить МегаШоушенк, но не хватает бабла.
A: Для этого придется подправить файл сохраненной игры. Начните игру, сохраните и выйдите из нее. После этого отправляйтесь в С:/Users/username/AppData/Local/Introversion/Prison Architect/Data/Saves. Открывайте файл savename.prison и открывайте его при помощи блокнота. Используем поиск (Ctrl+F), ищем слово Balance. Меняем значение в строке с 10000 до любого значения не больше 999999 долларов. Сохраняем, закрываем, строим тюрьму мечты.
Q: Как открыть все технологии в Bureaucracy? Строю тюрьму в десятый раз и надоело ждать, когда вот это все откроется.
A: Путь не изменился, опять ползем в сохраненку, но на этот раз ищем слово Health или название любой другой технологии. В строке Progress 0.00000 меняем первый нолик на единичку. Voila! Технологии открыты, больше можете не заморачиваться с ними. Путь читерский, но для десятой попытки сойдет.